Почему Drupal?

Почему Drupal?

26 февраля 2020 года в Минске прошла конференция Drupal Meetup #9, на которой выступил с докладом заместитель директора ООО «Трисофт» Павел Шалькевич. Материалы его доклада приводятся в этой статье.

В настоящее время для разработки веб-сайтов и веб-приложений предлагается более десятка систем управления содержимым (CMS), названия которых не всегда информативны для заказчиков. Такая ситуация формирует множество спекуляций в пользу систем, не отвечающих истинным потребностям заказчиков веб-услуг, что ставит под угрозу их материальные ресурсы. В этой статье представлены данные об самых популярных CMS в мире и в СНГ, а также приведены доводы в пользу выбора системы Drupal.

Потребности заказчиков веб-сайтов и веб-приложений

Рынок разработки веб-сайтов и веб-приложений активно развивается не один десяток лет, постоянно формируя при этом новые возможности как для заказчиков этих услуг, так и для их поставщиков. Действительно, за десятки лет характер взаимодействия между заказчиком и поставщиком веб-услуг претерпел серьезную эволюцию: появились и активно применяются многочисленные средства автоматизации процессов коммуникации и бизнеса (CRM-системы, Agile-методы и т.д.). Как следствие, современные веб-сайты и веб-приложения стали более функциональными, а процесс их разработки более эффективным. Однако специфика современной веб-разработки и сопутствующей коммуникации ничуть не умаляет основных потребностей заказчиков веб-услуг:

  • получить качественный продукт/услугу;
  • получить продукт/услугу в приемлемые сроки;
  • уйти от лишних материальных трат.

Более того, современный рынок обостряет вопрос реализации перечисленных потребностей из-за наличия следующих преград в их реализации:

  • большое число предложений;
  • разный характер предложений;
  • большое число технологий.

Как следствие, заказчик сталкивается со следующими проблемами:

  • как и какого выбрать разработчика?
  • как и какую выбрать CMS?

Решение первой проблемы неоднократно рассматривалось в наших статьях. Сейчас же сконцентрируемся на решении второй. 

Статистика применения CMS

Мировая статистика

На рисунке ниже приведена мировая статистика использования CMS для разработки сайтов по версии компании «W3Techs».

Мировая статистика использования CMS

Как видно из рисунка, 42,7% сайтов в мире вообще не используют CMS. Что же касается цифр напротив CMS, то серой полосой обозначен процент сайтов, базирующихся на этой CMS среди общего числа сайтов в мире, а зеленой полосой — процент сайтов на этой CMS по отношению ко всем сайтам, базирующимся на CMS.

Как видно по статистике, по количественному признаку в мире доминирует CMS «WordPress». Однако стоит понимать, что такая популярность этой системы повышает интерес к ней хакеров-злоумышленников. Так, имея скрипт для взлома CMS «WordPress», можно парализовать более 35% всего Интернета. 

CMS «Joomla» тоже популярна, однако известно, что она разработана, прежде всего, для использования в небольших типовых сайтах. Бизнес ее разработчиков изначально был построен на продаже типовых дизайнерских шаблонов сайтов. 

Далее по списку идет система «Shopify», которая не получила распространения в СНГ. По сути, это коммерческая CMS, предназначенная для интернет-магазинов. О типах CMS Вы можете прочитать в статье на нашем сайте.

Следующим по списку идет CMS Drupal. Четвертое место в мировом рейтинге объясняется ее сложностью и многофункциональностью. «Друпал» является более сложной системой для понимания, чем «ВордПресс», «Джумла» и «Шопифай». Как следствие, «Друпал» реже выбирают для самостоятельного создания сайта.

Далее по списку идут коммерческие системы «Squarespace» и «Битрикс», бесплатные системы «Magento», «Prestashop» и «OpenCart», а также сервисы для создания сайтов «Wix» и «Blogger». Последние едва ли могут составить конкуренцию полноценным системам управления, остальные же либо не получили распространения в СНГ, либо будут рассмотрены далее.

Статистика по СНГ

На рисунке ниже приведена статистика использования CMS для разработки сайтов по СНГ на основе данных компании «Рейтинг Рунета».

Статистика использования CMS по СНГ

Особенности приведенной статистики заключаются в том, что она формируется по данным, отправляемым веб-студиями СНГ. Лидером рынка является коммерческая система «1С-Битрикс». Основным недостатком этой системы с позиции заказчика является ее стоимость, а также стоимость разработки сайтов на ее базе. Но что получится, если из рейтинга убрать коммерческие системы? Результат показан ниже.

Статистика использования CMS с открытым кодом по СНГ

Примечателен рост популярности в СНГ системы «OpenCart». Эта система используется для создания интернет-магазинов различной степени сложности. В качестве недостатка системы можно отметить не очень большое количество модулей, доступных на бесплатной основе. Не менее примечательна популярность системы «MODX» в СНГ. Эта система не является очень популярной в мире, а русскоязычных материалов по ней не так много, как того хотелось бы ее адептам. Но ее популярность в СНГ объясняется другими причинами, вытекающими из следующего графика.

На следующем графике показана статистика использования CMS с учетом качества реализованных сайтов.

Статистика использования CMS по СНГ качественный показатель

В качестве показателя качества сайтов выступает так называемый балл, выставляемый «Рейтином Рунета» по следующей формуле:

Балл = 100 * ∑Яндекс X / sum(∑Яндекс X),

где Яндекс X — значение индекса качества сайта по версии поисковой системы Яндекс.

Как видно из графика, наибольшим числом баллов обладают сайты, выполненные на базе системы «1С-Битрикс». Это объясняется популярностью этой системы у государственных структур, которые выбирают эту систему вопреки высокой стоимости разработки. Но что получится, если и из этого рейтинга убрать коммерческие системы? Результат показан ниже.

Статистика использования бесплатных CMS по СНГ качественный показатель

По графику видно, что в 2015 году среди сайтов на базе бесплатных систем самым высоким качеством обладали сайты на базе «Друпал». В 2016 году лидерство делили три системы, пока «Вордпресс» не вырвался вперед в 2017. Феномен «Вордпресс» можно долго обсуждать, но основные минусы этой системы и заключаются в ее феноменальной популярности, как было описано ранее.

Что касается системы «Друпал», то она удерживает вторую позицию в СНГ среди бесплатных систем (с открытым кодом), которые являются основой для качественных сайтов.

Так какие преимущества у CMS «Drupal»?

Наша компания занимается созданием и разработкой сайтов более десяти лет и имеет опыт работы со следующими CMS:

  • «Drupal»;
  • «Joomla»;
  • «WordPress»;
  • «OpenCart»;
  • «MODX»;
  • «1С-Битрикс»;
  • «PrestaShop».

При этом, нашим фаворитом и основной CMS, с которой мы работаем, является «Drupal». Выбор в пользу этой системы был сделан на заре создания нашей компании, и с тех пор эта система нас не подвела ни разу.

Основными аргументами в пользу выбора «Drupal» являются:

  • применение для качественных сайтов;
  • стабильность работы;
  • защищенность;
  • гибкость;
  • масштабируемость;
  • наличие профессионального сообщества, которое развивается.

Об успешности применения этой системы свидетельствует наше портфолио, большую часть которого составляют сайта на базе «Drupal». Конечно, при необходимости, наша веб-студия всегда готова предложить разработку веб-сайтов и веб-приложений на любой другой из перечисленных систем, однако при выборе «Drupal» мы предлагаем наиболее выгодные условия по стоимости и пакету услуг.

Ниже приведен оригинал презентации Павла Шалькевича с выступления 26 февраля 2020 года в Минске на конференции Drupal Meetup #9.