Первое, что должно определить для себя любое предприятие – это субъекты, на которые будет нацелено его функционирование. В связи с этим выделяют несколько видов взаимодействия предприятия с клиентами, однако наибольшей популярностью пользуются такие виды, как B2B (англ. – business to business) и B2C (англ. – business to consumer).
Бизнес для бизнеса (B2B) – вид продаж, при котором фирмы нацелены на взаимодействие с другими фирмами, т.е. суть B2B заключается в предоставлении одними фирмами средств производства, товаров для профессионального пользования или услуг другим фирмам-производителям. Следовательно, субъектами таких отношений являются производители, а объектами – предоставляемые товары/услуги. Примером деятельности B2B является оказание дизайнерских и рекламных услуг, так как реклама необходима юридическим лицам, как субъектам хозяйствования. В конечном итоге можно сказать, что B2B транзакции – транзакции с юридическими лицами.
Бизнес для потребителя (B2C) – продажи товаров и услуг для конечного потребления. Данная форма продаж является достаточно удобной, так как при ней отсутствуют посредники, следовательно, фирмы сотрудничают напрямую с потребителями своего продукта. Как правило, модели взаимодействия B2C отличают от B2B в зависимости от того, кто выступает в качестве «потребителя» – физическое (в B2C) или юридическое (в B2B) лицо. При этом, главным отличием B2C от B2B является цель осуществляемой субъектами сделки. В B2B фирмам предоставляются ресурсы для дальнейшего производства или перепродажи, в B2C, как было описано ранее, цель – конечное потребление услуги или продукта.
Ярким примером формы продажи B2C может послужить любой интернет-магазин.
Выделяют и иные формы продаж, такие как B2G (может быть рассмотрено в обе стороны) и C2C.
B2G (англ. business to government) – отношения купли-продажи между юридическими лицами и государством. Примером здесь послужат системы электронных государственных закупок; G2B – отношения между исполнительной властью и юридическими лицами, осуществляемые с помощью набора программных и аппаратных средств (пример – интернет-ресурсы органов власти).
C2C (consumer to consumer) – форма продажи, осуществляемая между физическими лицами посредством веб-сайтов и других информационных систем, выступающих в качестве посредника.
Компания «Трисофт» позволяет рассмотреть успешный пример совмещения нескольких форм продаж. Фирма нацелена на создание эффективных систем B2B и B2C, активно сотрудничая с юридическими лицами, что можно увидеть по спектру предлагаемых услуг и многогранности выполненных работ. Основной вид деятельности – создание и разработка сайтов – представляет собой воплощение концепции «Бизнес для бизнеса», наравне с такими услугами, как проведение семинаров, консультаций, оказание рекламных услуг. Помимо осуществления концепции B2B, компания уделяет определенное внимание и B2G. ООО «Трисофт» проводит полный комплекс мероприятий, которые включают в себя: разработку идеологии рекламной кампании, создание фирменного стиля, организацию баннерной и контекстной рекламы и полный ряд услуг в сфере веб-дизайна.